«Нарушение норм о событийности может грозить букмекерам лишением лицензии» – владелица ООО «Правовая линия» Мария Лепщикова

«Нарушение норм о событийности может грозить букмекерам лишением лицензии» – владелица ООО «Правовая линия» Мария Лепщикова

О последних изменениях в законодательстве РФ, касающихся букмекерского бизнеса, а также их влиянии на индустрию в интервью для Betting in face of COVID-19 рассказала владелица ООО «Правовая линия» Мария Лепщикова.

Мария – юрист с 20-летним опытом, работает в игорной сфере с 2004 года. Эксперт по правовому обеспечению всех видов деятельности в отрасли азартных игр. Представляет интересы участников рынка в судах всех уровней, включая Верховный суд. Помогает молодым гемблинг-проектам выстроить стратегию развития соответственно законодательным нормам.

Интервьюер: Betting in face of COVID-19 (BifoCOVID-19)

Респондент: Мария Лепщикова (М. Л.)

BifoCOVID-19: Какие законодательные изменения в части регулирования букмекерской деятельности произошли в России в 2019-м – начале 2020 года?

М. Л.: В рассматриваемый период были законодательные изменения, касающиеся деятельности в «обычных» условиях. Из них хочу отметить уже принятые нормативные акты.

В «Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» № 1130 внесены изменения, касающиеся риск-ориентированного подхода к организаторам азартных игр при осуществлении государственного надзора.

В Федеральный закон № 244-ФЗ от 29.12.2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – № 244-ФЗ), а также в Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – № 115-ФЗ) внесены уточнения в части вопросов, связанных с проведением идентификации участников азартных игр.

Отменена «двойная идентификация», при принятии ставок/интерактивных ставок букмекеры могут поручать идентификацию ЦУПИСу. Иными словами, при приеме интерактивных ставок через сайт, вписанный в лицензию букмекера и/или тотализатора, организатору азартных игр не обязательно проводить личную идентификацию участника азартной игры, она может проходить через кредитные организации. Также законом конкретизировались понятия, связанные с работой сайта по приему интерактивных ставок.

Были приняты изменения в № 244-ФЗ и Федеральный закон № 138-ФЗ от 11.11.2003 г. «О лотереях». Налоговые органы наделены правом проведения «контрольной закупки», в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2006 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – № 294-ФЗ).

Статья 15.1 ФЗ № 244 дополнена частью 7.1, согласно которой налоговые органы наделены правом проведения «контрольной закупки», в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ. До этого налоговый орган самостоятельно не имел права осуществлять мероприятие «контрольная закупка» при государственном надзоре за проведением азартных игр.

Внесены и изменения в Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг» и № 244-ФЗ в части ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр путем отнесения исключительно к деятельности через казино и игровые автоматы, расположенные в игорных зонах – заключение соглашений, финансовый результат которых зависит от изменения определенных показателей (цен/курса валют/показателей окружающей среды и прочее).

В связи с отменой ряда Постановлений Правительства про расчет целевых отчислений взамен приняты новые:

  • признан утратившим силу приказ Минспорта России от 30.03.2017 г. № 299, регулирующий порядок заключения целевых соглашений и взамен принят новый приказ от 22.05.2019 № 398, регулирующий такой порядок;

  • внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28.05.2019 г. № 674, устанавливающее правила определения организатором азартных игр в букмекерской конторе базы расчета целевых отчислений от азартных игр, согласно которым спортивные мероприятия заменены на спортивные соревнования (понятие «спортивное мероприятие» более широкое). В базу расчета целевых отчислений добавлены интерактивные ставки, ранее были только ставки (оплата будущих пари в наземном ППС);

  • признан утратившим силу приказ Минспорта России от 30.03.2017 г. № 300, регулирующий порядок распределения средств, полученных организаторами спортивных мероприятий в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Взамен принят новый Приказ Минспорта России от 22.05.2019 г. № 397 «Об утверждении порядка распределения средств, полученных организаторами спортивных соревнований в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта». Изменена логика и процент распределения целевых отчислений.

Также в конце марта 2020 года на букмекерах стало заметно отражаться лавинообразное нормативное регулирование, связанное с предотвращением распространения коронавирусной инфекции. В том числе:

  • решения региональных органов власти (продиктованные указаниями Координационного Совета при Правительстве РФ) о приостановлении работы всех мест, предполагающих очное обслуживание граждан. К таким местам можно отнести наземные ППС букмекерских контор. Среди юристов бытует мнения, что букмекерская деятельность в таких Указах прямо не приостановлена, так как и по классу ОКВЭД – 92, и по ст. 4 ФЗ № 244-ФЗ, деятельность БК отдельно, а зрелищно-развлекательная/досуговая деятельность – отдельно (как возможная «сопутствующая», но другая). По факту, ППС закрылись в подавляющем большинстве, на некоторых из них таблички, сообщающие о том, что приостановление работы связано с нераспростронением инфекции;

  • добавление отдельными субъектами Российской Федерации в перечень запретов посещение ППС букмекерских контор (Москва, Московская область);

  • совокупность объявленных и необъявленных по ФЗ № 68-ФЗ режимов не позволяет букмекерам «переложить/снять» с себя расходную часть. Есть случаи, когда в указе губернатора одного из субъектов РФ прямо прописано, что арендодатель получает скидку до 50% на земельный налог и налог на здание как имущество, если предоставит скидку арендатору, но это правило не применяется, если арендатор/субарендатор является букмекером, что отдельно подчеркнуто в региональной норме;

  • принятие нормы об ужесточении ответственности за неприостановление деятельности по очному обслуживанию граждан;

  • нормы, запрещающие проводить большинство спортивных (очных) соревнований, также повлияли и на онлайн-букмекеров.

BifoCOVID-19: Каким образом законодательные изменения отразились на букмекерской отрасли?

М. Л.: Букмекерский бизнес, как и иные сферы коммерческой деятельности, работает ради получения прибыли. Последние экстренные законодательные нормы я уже частично перечислила в прошлом ответе.

Возвращаясь к сугубо тематическому законодательству, отмечу, что, безусловно, отмена «двойной идентификации» позитивно отразились на букмекерской отрасли. До внесения поправок, касающихся исключения «двойной идентификации» клиентов, многие онлайн-букмекеры имели много дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, нарушение которой влечет значительный штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей за каждый случай. После наделения правом идентификации ЦУПИС ведение деятельности для онлайн-букмекеров было облегчено.

Что же касается обратной ситуации, могу привести в пример закон, согласно которому налоговые органы наделены правом на проведение «контрольной закупки». Ранее довод о том, что в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в перечень лиц, которые могут проводить «контрольные закупки», сотрудники налогового органа не входят, был применим. Ввиду же изменений в № 294-ФЗ один из процессуальных доводов стал не актуален.

Но ничто не сравнится с изменениями в законодательстве, которые принесло распространение коронавируса.

BifoCOVID-19: Введение каких ограничений предусматривает законопроект № 647044-7?

М. Л.: Законопроект № 647044-7«О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривает уточнение требований к БК, тотализаторам, ППС букмекерских контор и тотализаторов.

Указанным законопроектом (в редакции, принятой 15.05.19 г. в первом чтении) законодатель предлагает к установлению четкий перечень событий, в отношении которых могут в БК и ТОТ заключаться пари, которые могут наступить или не наступить в ходе:

  • спортивных соревнований, в том числе организованных международными спортивными организациями, всероссийскими и иностранными спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами;

  • испытаний лошадей на ипподромах;

  • зрелищно-развлекательных мероприятий, транслируемых в прямом эфире телеканалами, действующими на основании лицензий на вещание, выданных в соответствии с законодательством РФ (за исключением стимулирующих мероприятий, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг);

  • итогов голосования, результатов выборов, референдума, а также результатов и событий, которые иным образом связаны с такими выборами, референдумом (за исключением итогов голосования, результатов выборов, референдума в период соответствующих избирательных кампаний и кампании референдума, проводимых в РФ, либо результатов и событий, которые иным образом связаны с такими выборами, референдумом).

Хочу отметить, что упомянутые выше события на данный момент указаны в проекте закона, принятом в первом чтении. Однако еще при обсуждении в первом чтении депутаты констатировали, что принимаемая редакция не соответствует Поручениям Президента РФ и поэтому ко второму чтению законопроект должен быть серьезно переработан.

С тех пор несколько раз активизировались обсуждения того, что «поправки готовятся», но официальных сообщений не было.

BifoCOVID-19: Согласно данным, обозначенным на сайте СОЗД, работа над этим проектом закона не ведется с мая 2019 года. По вашему мнению, с чем это связано? И будет ли работа продолжена?

М. Л.: Надеюсь, что это связано с важностью вопроса. Полагаю, серьезное ограничение событийности (не все спортивные события могут пройти в перечень разрешенных) и разделение лицензий на БК и тотализатор – это мера, меняющая подходы к работе даже в спортивном беттинге.

Не все востребованные иностранные спортивные события формально будут соответствовать требованиям возможного российского законопроекта. А разделение лицензий – это или отказ от второго вида деятельности, или доинвестирование второго вида деятельности отдельными активами, позволяющими самостоятельно соответствовать лицензионным требованиям.

Поэтому, надеюсь, что важность влияния этих правок не предполагает быстрого решения и происходит поиск баланса.

Плюс ко всему, законодатель мог отвлекаться на решение иных, возможно, более срочных и важных вопросов – конституционная реформа в России, борьба с коронавирусной инфекцией.

Что касается обсуждаемого законопроекта – согласно опубликованной на сайте СОЗД информации о ходе реализации программы законопроектной работы комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года, размещенной 26.02.2020 г., законопроект № 647044-7 запланирован к рассмотрению в текущей сессии на апрель 2020 года.

Также необходимо сделать поправку на то, что указанное планирование не учитывало экстренной ситуации законодательной активности по борьбе с коронавирусом.

BifoCOVID-19: Каким образом законодательная деятельность по ограничению событийности в беттинге может сказаться на букмекерском бизнесе?

М. Л.: Напомню, с точки зрения юридической техники, нормы об ограничении событийности вносятся в ст. 15 ФЗ № 244-ФЗ, а вся эта статья (от начала до конца) уже сейчас является лицензионными условиями и требованиями. Следовательно, нарушение норм о событийности может грозить букмекерам лишением лицензии. Если в поправках будут введены такие требования, которые формально в полном объеме не присутствуют при проведении востребованных иностранных турниров, то и спортивная событийность будет сокращена.

Также стоит отметить указанную в Поручениях Президента РФ норму об уплате целевых отчислений на развитие российского детского спорта, предполагаемых к уплате за прием ставок/интерактивных ставок на события в иностранном спорте. Ее планируют ввести для повышения объема целевых отчислений букмекеров.

В условиях запрета многих спортивных событий из-за пандемии ограничение событийности «чисто спортивными соревнованиями», да еще и отвечающими определенным требованиям, дадут толчок для развития индустрии коммерческого спорта, в котором соревнования будут проходить специально для поставки контента букмекерам, соблюдая все формальности российских нормативных требований.

BifoCOVID-19: О чем расскажете на Betting in face of COVID-19?

М. Л.: Я планирую рассказать о законодательной деятельности по ограничению событийности в букмекерских пари. Разберу виды спортивных событий, а также критерии «годности» таких спортивных соревнований.

Уделю внимание тому, что в условиях пандемии нужно взглянуть на законопроект о запрете пари на неспортивные события в России в новом свете – как на закон, препятствующий работе БК. Также обсудим, нужна ли для организации онлайн-турниров по киберспорту «очная часть», проведение которой может быть невозможно/затруднено во время пандемии.


16 апреля Мария выступит на онлайн-конференции Betting in face of COVID-19. Подробнее о программе события>>>

Оцените, пожалуйста новость:
(116 голосов, среднее 4.29 из 5)

Узнай первым о спикерах и спонсорах события